Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Тип: Учебник, УМК «Школа России»
Год издания: 2023 (15-е, переработанное)
УМК: Школа России
ФГОС: допущено Минпросвещения РФ
№1. Рассмотри рисунок. Прочитай. Ответь на вопросы
Задание Само задание: Прочитай слова Л. Успенского: «Землю населяет множество живых существ. Из них только человек обладает даром речи». Ответь: 1) Какую мысль сообщает автор? 2) Можно ли назвать речью звуковые сигналы животных?
Как решаем (шаги)
-
Выделим главную мысль: речь — дар человека; ею люди передают мысли и чувства.Дар речи есть у человека
-
Оценим звуки животных: это сигналы без слов и предложений, значит, это не речь.Сигналы ≠ речь
Самопроверка: в тексте прямо сказано «только человек обладает даром речи»; звуки животных — предупреждения/призывы, но не слова.
Ответ: автор подчёркивает, что дар речи есть только у человека; звуковые сигналы животных речью назвать нельзя.
№2. Определи вид речи по рисункам и выскажись
Задание Само задание: По рисункам установи, к какому виду речи (слушание, говорение, чтение, письмо) относится каждый. Объясни выбор. Скажи, для чего нужна речь. Ответь, бывает ли речь без слов.
Как решаем (шаги)
-
Где ребёнок прикладывает ладонь к уху — это слушание: он воспринимает чужую речь.Слушание
-
Где ребёнок что-то рассказывает — это говорение: он произносит слова.Говорение
-
Где смотрят в книгу — это чтение: человек понимает письменный текст глазами.Чтение
-
Где пишут ручкой — это письмо: человек записывает слова.Письмо
-
Для чего нужна речь: чтобы общаться, задавать вопросы, объяснять, учиться, делиться чувствами и новостями.Общение и учёба
-
Речь без слов? Нет, речь состоит из слов; жесты и мимика помогают, но это уже не речь.Речь = слова
Самопроверка: сверяемся с рамкой на странице: «Слушание, говорение, чтение, письмо — это наша речь».
Ответ: по рисункам — слушание, говорение, чтение, письмо; речь нужна для общения и учёбы; без слов речи не бывает.
