Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова
Тип: Учебник, 16-е изд., стереотипное
Год издания: 2025
УМК: Школа России
ФГОС: соответствует ФГОС НОО
№1. Вычисли выражения
Задание Само задание: Вычисли значения выражений. Соблюдай порядок действий (сначала × и ÷, затем + и −; действия в скобках — первыми).
Как решаем (шаги)
- 30 + 15 − 6: сначала сложим 30 и 15 → 45; вычтем 6 →39
- 60 − 7 + 18: 60 − 7 → 53; прибавим 18 →71
- 18 : 3 + 4 · 3: делим 18:3 → 6; 4·3 → 12; 6 + 12 →18
- 2 · 8 + 21 : 7: 2·8 → 16; 21:7 → 3; 16 + 3 →19
- 12 + 6 : 2 − 7 · 2: 6:2 → 3; 7·2 → 14; 12 + 3 − 14 →1
- 37 + 9 − 6 : 2 · 3: 6:2 → 3; 3·3 → 9; 37 + 9 − 9 →37
- 70 : (3 + 7) + 24: (3+7)=10; 70:10=7; 7+24 →31
- 60 : 6 · 3 − 18: 60:6 → 10; 10·3 → 30; 30 − 18 →12
- 100 − (24 − 18) · 3: (24−18)=6; 6·3=18; 100−18 →82
- 100 − (72 − 67) · 2: (72−67)=5; 5·2=10; 100−10 →90
Самопроверка: везде сначала сделали деление/умножение и действия в скобках — порядок соблюдён.
Ответ: 39, 71, 18, 19, 1, 37, 31, 12, 82, 90.
№2. Заполни таблицу «множитель–множитель–произведение»
Задание Само задание: Вписать пропущенные числа в таблицу умножения по столбцам.
Как решаем (шаги)
- 1-й столбец: 8 × 3 → произведение24
- 2-й столбец: 7 · □ = 21 → второй множитель3
- 3-й столбец: □ · 4 = 8 → первый множитель2
- 4-й столбец: 5 × 3 → произведение15
- 5-й столбец: 6 · □ = 18 → второй множитель3
Самопроверка: 8·3=24, 7·3=21, 2·4=8, 5·3=15, 6·3=18 — всё сходится.
Ответ: по столбцам — 24; 3; 2; 15; 3.
№3. Сколько всего кубиков?
Задание Само задание: В коробке 2 ряда жёлтых кубиков по 8 в ряду и ещё 16 красных. Сколько кубиков всего?
Как решаем (шаги)
- Жёлтых: 2 ряда по 8 →16
- Всего: 16 жёлтых + 16 красных →32
Самопроверка: 16+16=32 — логично, красных столько же, как жёлтых.
Ответ: 32 кубика.
№4. Стулья в рядах
Задание Само задание: В трёх одинаковых рядах 24 стула. Сколько в каждом ряду? Сколько в 8 таких рядах? в 10 рядах?
Как решаем (шаги)
- В одном ряду: 24 : 3 →8 стульев
- В 8 рядах: 8 · 8 →64
- В 10 рядах: 8 · 10 →80
Самопроверка: 3·8=24, 8·8=64, 10·8=80 — верно.
Ответ: 8 в ряду; в 8 рядах — 64; в 10 рядах — 80.
№5. Берёза и рябина
Задание Само задание: Высота берёзы 15 м, рябины 3 м. На сколько метров и во сколько раз берёза выше?
Как решаем (шаги)
- Разность высот: 15 − 3 →12 м
- Во сколько раз: 15 : 3 →5 раз
Самопроверка: 3+12=15 и 15/3=5 — сходится.
Ответ: на 12 м; берёза выше в 5 раз.
№6. Периметры и оси симметрии
Задание Само задание: 1) Найди периметр каждого многоугольника (квадрат ABCD, равнобедренный треугольник KLM, прямоугольник NOPT). 2) Сколько осей симметрии у каждой фигуры?
Как решаем (шаги)
- Квадрат: измерь сторону, пусть AB = __ см. Тогда P = 4·AB →Pкв=4·AB
- Треугольник: измерь KL, LM, MK = __ см. Тогда P = KL+LM+MK →Pтр=KL+LM+MK
- Прямоугольник: измерь ON = a см, NP = b см. Тогда P = 2·(a+b) →Pпр=2(a+b)
- Оси симметрии: квадрат — 4; равнобедренный треугольник — 1; прямоугольник (не квадрат) — 2.4; 1; 2
Самопроверка: подставьте свои измерения с рисунка (лучше замерить линейкой) и сложите стороны — периметр должен получиться.
Ответ: формулы периметров указаны; оси симметрии — 4, 1, 2 соответственно.
№7. Две вазы с яблоками
Задание Само задание: В двух вазах было 13 яблок. Из одной вазы взяли 2 яблока, в другую добавили 3 — яблок стало поровну. Сколько было в каждой вазе сначала?
Как решаем (шаги)
- Пусть в 1-й было x, во 2-й — 13−x. После действий: x−2 и 13−x+3 = 16−x.
- Становятся равны: x−2 = 16−x ⇒ 2x = 18 ⇒ x =9
- Вторая ваза: 13 − 9 →4
Самопроверка: стало 7 и 7 (9−2 и 4+3) — поровну.
Ответ: сначала 9 и 4 яблока.
Дополнительно
Проверка- 72 − (47 − 20) : 3 → 63
- 21 : (15 − 8) · 9 → 27
Ответ: 63, 27.